ПОХОДЫ

Жане

ЗАКАЗ РАЗМЕЩЕНИЯ     ФОТО

Походы по побережью ГЕЛЕНДЖИКА, районам ТУАПСЕ и СОЧИ

Летне-осеннее время является наилучшим временем для загорания, купания, походов и экскурсий по побережью. Эти последние придадут Вашему отдыху незабываемые впечатления!

О маршрутах

У нас более 1000 водопадов, много красивых вершин, живописных скал, рек, долин, ущелий, более 120 дольменов. Можно бесконечно долго любоваться с прибрежных скал морскими просторами.

Берег в Геленджике чрезвычайно красив. Иногда он обрывается к морю с высоты более 200 м. Но пицундские сосны (аборигены этих мест) умудряются зацепиться на этих обрывах, что кажется невероятным! Реки и ручьи также шаг за шагом пробивают себе путь через скалы к морю. Это может быть узким коротким ущельем или широкой долиной. Ручьи часто впадают в море водопадом, причём зимой их гораздо больше. А ещё тут много гротов. Зимой много птиц.

Очень интересно прогуляться вдоль всего Геленджикского побережья от Инала на юге до Кабардинки на севере. На это потребуется около 2 дней. Во время штормов, если вы идете в прохладный период, кое-где придется обходить узкие участки, непосредственно прилегающие к морю, поднимаясь по ущельям ручьев на скалистый берег. Из других препятствий можно отметить упавшие сосны и каменные обвалы крутых берегов. Очень интересно идти по пляжам в полной темноте. Попробуйте немного для полноты ощущений! Маршрут хорош тем, что у вас в любое время года не будет проблем с теплой ночевкой. Только плати. Зимой - много дешевле.

1.Мы ходим и по среднегорью - в район г. Фишт. Первый раз мы вышли в конце сентября 1999 г. из Солох-аула, куда можно доехать на рейсовом автобусе из сочинского поселка Дагомыс. От Солох-аула до Бабук-аула дорога идет по левому берегу реки Шахе, но, когда воды в реке мало, то машины едут по реке. Мы не знали дороги, шли по реке и скоро нас подобрал бортовой УАЗик и довез до Бабук-аула (18 км). Далее мы поднялись на Главный Кавказский хребет (гора Хуко - 1901 м), примерно в 2 километрах к западу от которой находится озеро Хуко площадью около 3 га. Мы заночевали на Черкесском перевале. Пройдено 19 км от Бабук-аула. Утром через перевал Чигурсана мы отправились к самому высокому в европейской части России водопаду Фишт высотой примерно 200 м. Он падает из ущелья между вершинами Фишт и Пшехо-Су, почти не касаясь скал. Рядом, правее прямо из скалы бьет еще один водопад с высоты, примерно, 140 м. Водопады располагаются на западной стороне Фиштинской горной системы. Затем мы вернулись в Солох-аул, спустившись с Черкесского перевала прямо в Бабук-аул и далее по дороге. На этот раз попутных машин не было. В Солох-ауле мы успели на последний автобус, что-то в районе 19 часов.

2.Через 2 года примерно в это же время мы прошли от поселка Отдаленный ("Шпалорез") Апшеронского района по лесовозной дороге до Майкопского перевала, далее мимо водопада Фишт, Черкесского перевала и хутора Бабук-аул до приюта Бабук-аул, где и заночевали в здании, похожем на ангар. Перед приютом, где-то около 19 часов в сумерках нам навстречу повстречался косолапый мишка. Утром мы пешком по дороге, идущей все время по левому берегу пришли прямо к музею Кошмана (первого чаевода в России), осмотрели его и попробовали чайку. После чего отбыли восвояси.

Смотрите фото
    200м водопад
   гора Фишт

3. 10-12 мая 2004 г. мы с Сережей из г. Александровска Ставропольского края прошли от станции Чилипси до поселка Новомихайловский по Главному Кавказскому хребту. В 8-30 мы вышли из электрички и начали искать тропинку, ведущую на гору Лысую ( там 2 горно-лыжные базы). Впереди мы увидели человека с рюкзаком, который шел в ту же сторону. Мы познакомились, его зовут Владимир Иванович, он из г. Туапсе и раз-два в неделю ходит по горам. В этот раз он шел через гору Лысую в ущелье реки Таштай. От Владимира Ивановича мы узнали, что снег на склонах Лысой лежит до середины апреля - он сам любит там кататься на горных лыжах. Мы прошли мимо одной из баз и подъемника. В 10-30 мы были на вершине Лысой. Отдохнув мы двинулись дальше. Правый склон хребта довольно обрывистый на всем протяжении до развилки: г. Агой - р. Таштай. Там установлен столбик с надписью. Около него мы сфотографировались на память, пригласили Владимира Ивановича, которому 65 лет, к нам в Геленджик посмотреть на наши достопримечательности и расстались в 12-20. Спуск от развилки - крутой, по скальному участку протяженностью около 50 м. Через час-полтора мы поднялись на вершину Агой. Растительность от Лысой до Агоя походит на ту, что растет на Кавказском хребте южнее. Особенно интересны вечнозеленые кустарники: рододендрон кавказский, падуб, лавровишня. На вершине Агой целая клумба из лавровишни диаметром около 20 м! Пройдя после Агоя 3 вершины, мы немного спустились к истокам реки Псиф и остановились на ночлег в 16-20. Нас поразила нетронутая красота окружающего букового леса! Погода весь прошедший день и ночью была безоблачной.
   Утром, позавтракав, в 8 часов мы продолжили свой путь. Впереди нас ожидали горы высотой 500-600 м с частыми сменами направления. Особенно сложным оказалось прохождение перевала Граничный. До этого около 12 часов дня начался дождь, который не прекращался потом до вечера следующего дня. Видимость и без того ограниченная густым лиственным лесом ухудшилась. Ориентироваться приходилось по компасу. Тропы имели характер, привязанный к местным радиальным маршрутам - в основном, конным. Пешеходы там, по-видимому, большая редкость! Недалеко от перемычки на г. Почепсухо мы спустились к безымянному ручью и встали на ночлег. Использовав таблетку сухого спирта мы легко разожгли костер и приготовили под дождем себе ужин. Слегка просушившись мы устроились на ночлег в палатке. Она была без тента, легкая, но, как потом оказалось, пропускала воду через молнию - эта часть палатки имела не вертикальную, а наклонную поверхность. Уже где-то ночью ноги в спальном мешке почувствовали воду - на них капала вода через молнию. А к утру все вещи внутри палатки намокли. Утро было темным и мы встали около 7 часов, а в 9-40 мы снова вышли на тропу. Через час мы были на склоне Почепсухо, где ее пересекала грунтовая дорога. Наш первоначальный замысел был дойти до поселка Лермонтово, но из-за непрекращающегося дождя мы решили изменить маршрут и выйти в пос. Новомихайловский. По дороге через час и 45 минут мы пришли в село Подхребтовое. Там много брошенных домов, но пейзажи там превосходные! В целом можно отметить, что на данном маршруте мало бурелома и практически отсуствуют все лианы - колючие и неколючие. Из села к морю ведет гравийная дорога. Через 4 часа пути в 16-30 мы пришли на автостанцию п. Новомихайловский. Дождь превратился в ливень с кратковременными перерывами. В 17-30 подошел наш автобус и через 2 часа мы вышли в Геленджике. Растительность после Агоя стала походить на Геленджикскую, но пейзажи гор отличаются - у нас больше выражены хребты, а там все похоже на отдельные горные вершины. Но главное отличие - на Туапсинском участке Кавказского хребта бывает очень мало туристов. Видимо сказывается большая удаленность от шоссе, чем в Геленджике (примерно в 2 раза).

4. с. Анастасиевка - г. Семиглавая - скала Хожаш - пер. Грачевский - г. Аутль - оз. Хуко - пер. Черкесский - 200м водопад Фишт - пер. Майкопский - пос. Отдаленный - скала Собор - г. Грачев венец - г. Семиглавая - с. Анастасиевка

29 сентября 2004 г. мы с Сергеем Васильевым из г. Александровска Ставропольского края рано утром выехали в с. Анастасиевка Туапсинского района, захватив в г. Туапсе Владимира Ивановича. В 7-00 мы уже дружно шагали по проселочной дороге в долине реки Пшекахо. Через 2 с половиной часа мы прошли хутор 4 Рота и, вскоре, повернули влево на тракторную дорогу (волок). Начался длинный и довольно крутой подъем, который затем закончился тропинкой, выведшей нас через 2 часа на Кавказский хребет. На подъеме тут и там валялись созревшие каштаны, а на вершине нас ждала кавказская черника! Здесь мы распрощались с Владимиром Ивановичем, бывшим на данном отрезке пути нашим гидом. На прощание он описал общими словами путь до Грачевского перевала и места с водой и стоянками.

Перекусив черникой, мы отправились штурмовать г. Семиглавую (Лысую) высотой 1425м. Она имеет довольно большую протяженность и много вершин (7 - это для красивого словца). Некоторые из вершин скалисты, некоторые имеют каменные осыпи. Вершины даже располагаются в два ряда и тогда тропа идет между ними, виляя между деревьями. Самые высокие вершины безлесые, но много кустарника из вечнозеленых лавровишни и падуба. Преобладающим растением на Семиглавой, все же, является черника. Через 2 часа мы подошли к балаганчику около мощного родника у подножья последней вершины г. Семиглавой и остановились на ночлег. Всего было пройдено за день 21 км. С вершины Семиглавой мы вышли на связь с Геленджиком. Погода была весь день сухой и солнечной!

Ночь тоже была теплой, но с утра начался ветер с моря, который весь день нес на нас обрывки облаков. С Кавказского хребта открываются хорошие виды на окружающие вершины и скалы. Спуск с вершины 1684 м по довольно узкой каменистой гряде. До вершины 1680 м (Бекишей - ?) горы безлесые, много черники. Затем тропа проходит через несколько вершин поросших лесом - буком, пихтой и подходит к скалам Хожаш. Мы прошли по их вершине. Высота отвесных скал достигает 200 м. Пройдя их, мы ночевали в буковом лесу. Воду мы набрали под этими скалами. Ночью дождя не было. За второй день мы прошли 20 км.

Утром уже было много облаков, они начинали набухать от дождя. Пройдя немного по лесу тропа вышла на автомобильную дорогу. Снова начинались луга. Мы прошли несколько балаганов (скромное жилище пастуха), стадо пасущихся коров. Затем нам повстречалась группа из женщин и детей (как оказалось, они из п. Отдаленный и шли собирать чернику на хребет). А вот и Грачевский перевал! Здесь мы посоветовались с Сергеем, как нам идти на г. Аутль, и решили идти путем, обозначенным на карте. Мы пошли вниз в сторону п. Лазаревский, дошли до р. Хакуч, потом прошли вдоль нее до ее левого безымянного притока и пошли по нему вверх, затем протаверсировали вершину 1516м на Ю.-В. Здесь мы встретились с тропинкой, идущей со стороны побережья, и по ней вышли к реке Хаджуко. Дальше нас ждал очень крутой 1000 м подъем на Аутль по зарослям лавровишни и кавказского рододендрона. Кроме того весь путь, начиная со спуска с Грачевского перевала нас беспрерывно поливал дождик средней интенсивности. Около 19 часов - за полчаса до темноты мы нашли подходящую площадку 3Х3 м и расположились на ночлег. Дождик прекратился на 2 часа и мы успели поужинать и немного подсушиться у костра без него. Зато потом была гроза по полной программе! Наш дневной путь составил 25 км.

Утро было облачным. Мы за два часа преодолели оставшиеся 500 м по высоте до вершины Аутля. Вначале она пряталась в лесу, затем начались луга. Здесь мы повстречали олениху. Г. Аутль напоминает разрушенный на четверть круга кратер подводного вулкана, диаметром полкилометра. Спуск во все стороны выглядел недоступным. Мы прошли на Ю.-В., нашли спуск к подножью скал и траверсом вышли на тропу, идущую на хребет Хуко. С Аутля мы позвонили в Геленджик. До этого мы этого сделать нигде не смогли. Погода была пасмурной,но без дождя. Ночевали мы после развилки с тропой, идущей в долину реки Ажу. За этот день мы прошли 14 км. Здесь же, недалеко мы видели убегающего от нас мишку.

Утро следущего дня было облачным. Мы по тропе поднялись к священному озеру адыгов - Хуко, которое находится на вершине хребта Хуко в окружении небольших возвышений. Размеры озера 400 на 200 м. Оно овальной формы. Далее мы прошли вдоль хребта Хуко и к обеду подошли к Черкесскому перевалу. Здесь нас поджидала туча, которая высыпала на нас немного белой "крупы". На перевале Джигурсана нас порадовал снежок. Видимость была неважной, но мы увидели, что верхняя часть Фишта была покрыта снегом. Далее мы пошли вдоль западной стороны Фишта мимо турприюта Лунная поляна. Там с августа прошлого года, когда я был там последний раз, произошли большие изменения - возвели 2 здания. Одно напоминает шикарный дворец, а второе - в два этажа, белое здание для обслуживающего персонала VIP-персон из первого здания. Там же построена вертолетная площадка и канатная дорога на спуске для горнолыжников. Потом мы встретили мирнопасущихся коров. Водопад Фишт почти совсем без воды. А вот на подъеме из долины ручья Водопадистого нас сопровождал дождик, который не отставал от нас до 19 часов, когда мы решили встать на ночлег. Мы выбрали место рядом с дорогой, не доходя немного до развилки на станицу Черниговскую. За 5 день мы прошли около 35 км. Ночью и вечером на той высоте, где мы находились был сильный туман, поэтому на палатку капало с деревьев, как во время дождя.

Утром, позавтракав, мы продолжили спуск в Отдаленный по грунтовой дороге. Движение грузовиков в обе стороны было неожиданно очень интенсивным. Не доходя 4 км до поселка нам предложил прокатиться стоя в кузове КАМАЗа его водитель, крепкий улыбающийся мужик лет 35. Мы приняли предложение и преодолели не только оставшееся расстояние до Отдаленного, но и еще примерно столько же до Собор-скалы. Там мы поблагодарили водителя и вышли. Сфотографировали скалу. Потом, соориентировавшись на местности, мы решили продолжить путь в Анастасиевку, где нас ждал наш автомобиль, вдоль реки Хахопсе, а не Гогопсе. За два часа мы дошли по лесовозной дороге до последней погрузочной площадки. Там из разговора с трактористами мы узнали, что почти до самой вершины Грачева Венца ведет тракторная дорога - волок, на их языке. Внизу, в долинах рек было довольно тепло, хотя и пасмурно. Но на вершине Грачева Венца нас снова ждал сильнейший туман. Мы вышли на нее в районе балаганов скотоводов. 10 минут спустя мы встретили группу пенсионеров, в них живущих - они шли веселые с полными ведрами черники навстречу. От них мы получили предложение переночевать у них, в балаганах. Но мы вежливо отклонили его. И около 19 часов вновь устроились на ночлег. Приготовили нехитрый ужин - по пакетику каши "Быстров" и стакану чая с сахарным песком. Хлеб уже закончился. Ночью, в условиях 100% влажности и 5 градусного тепла было ужасно холодно! В 6 день мы прошли около 25 км.

7 день нашего похода проходил по уже знакомым местам. Мы угощались черникой то тут, то там. Скалы Хожаш теперь обошли по тропе снизу. Зона сплошной облачности проходила примерно по хребту и мы то опускались в нее, то выходили на свет солнечный. После вершины 1684 м дорога пошла на спуск и мы вошли в сплошную облачность. Проходя Семиглавую, мы снова вышли на связь и сообщили своим близким о скором возвращении. Далее мы шли по "верхам" Семиглавой. Скоро стемнело и мы пошли, включив фонарик. Распознавать тропу при искусственном освещении и в тумане было довольно затруднительно и мы, войдя в зону леса, случайно свернули влево и там заночевали. Как оказалось утром, это был поворот на место многочисленных стоянок сборщиков черники. Ночь прошла также в сильном тумане, но, поскольку высота была около 1000 м над уровнем моря, то было немного теплее. Мы очень хорошо выспались, как в первую ночь, которую мы провели тоже на склоне г. Семиглавой, только на противоположном ее конце. Видимо эта гора располагает к хорошему отдыху! За день мы прошли около 25 км.

Мы проспали до 8 утра! Это был самый поздний подъем за весь поход. Потом мы съев по 1 грецкому ореху и выпив по стакану сладкого чая за 2 часа собрали по 1,5 - 2 литра ягод черники: надо же принести домашним лесного угощения! Они столько нас ждали! В 11-30 мы продолжили путь в Анастасиевку. На спуске мы еще перекусили каштанами и пособирали в рюкзаки те из них, что валялись прямо на дороге. За неделю ветер насдувал их еще больше. Некоторые каштаны были размером с конские каштаны - я таких на базаре никогда не видел! В 14-55 мы были в Анастасиевке. В 8 день мы прошли 16 км.

Всего за 8 дней было пройдено около 181 км. Я назвал этот маршрут Круг Васильева, по имени второго участника этого похода. Погода была в основном сырой. Что, конечно, отразилось на нашей обуви. Ноги были кроме первых 2 дней постоянно мокрыми. Поэтому лучше идти по этому маршруту в начале или середине сентября.

5. КРАСНАЯ ПОЛЯНА - г. АЧИШХО - г. Б. ЧУРА - КАНЬОН РЕКИ СОЧИ

4 октября 2005г. мы с Сергеем Васильевым приехали в поселок Красная Поляна, закупили кое-что из продуктов и около 11 часов утра направились вдоль ручья Бешенка мимо приюта на хребет Ачишхо. Мы вышли на хребет в районе бывшей метеостанции. Там несколько небольших озер. Видимости почти не было из-за низкой облачности. 3 небольшие группы туристов готовились к ночлегу. Мы, пройдя немного по хребту, спустились на небольшую площадку, где был ручей, и заночевали. Ночью прошел дождь. Утром видимость улучшилась и мы полюбовались хребтом Чугуш (3238м). Тропы опознавательных знаков здесь не имеют, поэтому нужно ориентироваться самостоятельно. К обеду мы вышли на вершину хребта Ачишхо (2391 м). Сам хребет и его отроги изобилуют скалами, каменными осыпями, снежниками. Очень красиво! На одной из неприступных вершин красовались 2 Кавказских козла(не мы). Найдя подходящий для спуска склон, мы спустились с Ачишхо, затем поднялись на г. Зеленая. С нее начинается перемычка, ведущая на г. Б. Чура. Рядом с последней мы нашли подходящую площадку для ночлега, хотя и без воды (она была в достатке с собой). Утром мы обнаружили, что ночью был сильный иней. Зато видимость вокруг стала почти идеальной. Можно было видеть впереди вершины Фишт, Пшеха-Су и Оштен, а также Чугуш и вершины к югу от него, Ачишхо и хребет Аибга. Тропа по-прежнему была без разметки. Но в месте разветвления на буке была стрелка и название г. Б. Чура. Выйдя на хребет Иегош, мы повернули по нему направо. Внизу на одной из полян паслось сразу 5 козлов. При подъеме на хребет Чура около 16 часов мы встретили 3 туристов из Хосты. Они прошли каньон р. Сочи до ее истока и возвращаются в домой по хр. Иегош. Один из них назвался Славой. Он предупредил нас, что погода может испортиться, поскольку ему по телефону сообщили, что в Сочи был град. Облачность уже закрыла вершины гор. Мы стали искать ровную площадку для ночлега. На одном из полян на склоне хр. Чура было много ацангуаров (каменные загородки круглой и прямоугольной формы). Подходящее место мы нашли на западной стороне хребта, почти на вершине. Мы еще не успели поставить палатку, как началась снежная крупа и сильный ветер. Мы приготовили ужин на газовой плитке и заночевали. Ночью метель прекратилась. Утром мы увидели склоны гор, покрытых снежной крупой. Был небольшой морозец. Зато видимость была идеальной! Видны были не только такие высочайшие вершины края, как Чугуш, Псеашхо и Агепста, но и горы Ставрополья. Мы прошли вдоль хр. Чура, потом частично вдоль хр. Амуко. Причем спуск с Чуры на последний был очень крутой с перепадом высот около 400м. Мы решили тоже пройти по каньону р. Сочи. Для этого мы спустились с хр. Амуко в его низшей точке (1200м) по отходящему от него хребтику. В конце спуска с последнего мы оказались на р. Монашка-2. Потом мы оказались на р. Сочи. Через 3 часа встали на ночлег на ее берегу в зарослях папоротника. В этот день русло реки трудностей не преподносило. Но в последующие 2 дня их было предостаточно! В основном это каменные ворота шириной метра 3-4 при обычной ширине каньона в 20м. Поэтому при таком сужении русла, река в таких местах. сильно ускоряясь, значительно углубляет свое русло. Пару раз мы проходили такие ворота по горло в воде, держа рюкзаки над головой. В остальных случаях - а это около 10 - мы делали обходы над нависающими скалами по почти вертикальным откосам. Нередко мы поднимались на несколько сот метров! В начале было очень красивое место с 2 водопадами. Первый был около 6-7 м, а следующий был в каньоне около 2 м ширины и примерно такой же высоты. Там была обходная тропа над ним, примерно, в 5 метрах над рекой, шириной... около 10 см! Видимо, ею пользуются дикие копытные животные. В этом месте мы для продолжения своего пути поднялись на отрог хр. Иегош (подъем около 500м по высоте). Оттуда мы посмотрели на свой предыдущий путь и г. Чуру. В эти 2 дня мы проходили в день только по 5 км! Первая ночь прошла на реке, а последующая на отроге хр. Иегош, недалеко от спускающейся с него тропы. На седьмой день мы обошли небольшое ущелье, вышли на эту тропу, спустились по ней к р. Сочи в месте впадения в нее р. Ац. Русло реки будто труба! Там несколько пещер. Далее русло р. Сочи выглядело значительно шире. Мы часто переходили реку из-за постоянных прижимов. Иногда шли по берегу реки. Перейдя р. Агуа по мостику, мы подошли к п. Нижнее Орехово. Там мы осмотрели Ореховский водопад (27 м) на притоке Безуменка. В 13-30 мы были на остановке автобуса в Пластунке.
   На притоке р. Агуа - р. Сванидзе - также несколько водопадов по 15-18 м.
   Одной из особенностей лесов Сочи являются вечнозеленые кустарники: лавровишня, падуб, рододендрон и другие. Они мешают продвижению по хребтам и помогают при передвижению по ущельям.

Фото:
    Пороги на р. Сочи
    Река Ац - приток р. Сочи
    Ореховский водопад на р. Безуменка - притоке р. Сочи

Связаться с нами можно по телефону: